Село Маали

Маалинские страницы в интернете

На территории нынешнего селения Маали люди заселились еще в каменном и бронзовом веках. Свидетельством этому являются следы дорог, террас и участков пахотных земель, а также археологические находки предметов, бронзовых украшений и утвари.

Предки нынешних маалинцев раньше жили на горе Ипута (ЗутIхала). В 3-5 веках нашей эры (Малый ледниковый период) природа изменилась: началось похолодание, и люди с горы Ипута, где было много свободных земель, переселились ниже на нынешнюю территорию с. Маали. Говорят, часть людей переселилась в с. Кикуни, а часть — в с. Маали.

maali-seloСтарое село маалинцы называют «Росохъ» или «русское село» (имеется в виду христианское село). Сравнивая археологические находки в старом селе и некоторых могильников, археологи установили, что разница между керамическими изделиями и украшениями из могильников — 400 лет. Из этого следует, что первое поселение на территории с. Маали просуществовало более 400 лет назад. Жители этого поселения исповедовали христианство. Исчезновению старого села и его разрушению способствовало распространение ислама и приход арабов. После ухода арабов, распространением ислама среди аварцев занялись казикумухи.

После этого более 150 лет нынешняя маалинская земля пустовала. Во второй половине 16 века на территорию нынешнего с.Маали переселились безземельные жители с.Кудали, а также люди из родовых кудалинских хуторов, недовольные кудалинским правителем (ханом). Также в новое село переселились часть жителей из гор Ипута, которые при этом возвращались на прежнее место. Вот поэтому в исторической литературе часто встречается высказывание: «Маалинцы издавна использовали гору Ипута в качестве пастбищ для скота».

Откуда же произошло слово «Маали». Все считают, что оно произошло от слова «мали» (лестница). Название Маали дали жители соседних сел. Кудалинцы первоначально называли поселение маалинцев «Кулал». Маалинцы хранили сено для скота на скалах. Для того чтобы добраться туда, надо было использовать лестницы (мали). С этого и произошло название «МагIлиб». Так считали старожилы села.

В первое время умершего в с. Маали перевозили хоронить в «Большое село» (Кудали), маалинцам запрещали хоронить их на месте, под страхом наказания. Так продолжалось около 50 лет. И вот однажды покойного похоронили на месте. Тухум умершего объяснил это тем, что у них не хватает людей перевозить в с. Кудали. Точной даты происхождения с. Маали нет, но сохранилась надпись на стене первой мечети о том, что этот дом Аллаха построен в 1018 году по хиджре (1610 году). Следовательно, с. Маали основано в конце 16 века. Маалинцы шутят, что наше село начали строить летом, потому что оно находится на северной стороне.

После этого в исторической литературе появляются сведения о маалинцах, которые относятся к 1742 году, когда происходило нашествие Надиршаха на Дагестан. В нем говорится о том, как маалинцы выступили на помощь жителям Согратля, Чох, и т.д., чтобы участвовать в сражении на местности «Хициб», где был разгромлен Надиршах.

К концу 18 века в Маали уже существовало свое отдельное сельское вольное общество. Об этом свидетельствует документ «Письмо маалинского джамаата хунзахскому нуцалу Магомед-хану». В нем говорится о спорных землях, видимо, на берегу Аварского Койсу. Маалинцы предупреждают, что, если некая земля действительно принадлежит маалинцам, а не хунзахскому хану, то они (маалинцы) вынуждены будут разговаривать с ними по-другому.

В начале 19 века Маали уже сравнительно большое село. Задолго до присоединения Дагестана к России в 1813 году маалинский джамаат изъявил желание покориться Российскому государству. Об этом пишет Султан Ахмед — хан Хунзахский в 1809 году главнокомандующему русских войск в Грузии генералу А.П. Тормасову. В нем говорится, что джамааты селений Ансалта и Маали желают присоединиться к Российскому подданству.

Об участии маалинцев в движении Шамиля есть некоторые подробности. В 1840 году имам Шамиль приказывает телетлинскому наибу Кебедмагомеду взять под контроль Карадахский мост. Одновременно русское командование поручает Мехтулинскому Ахмед-хану также захватить данный мост как стратегически важный объект. В этом случае русское командование попросило помощи у маалинцев. Но русские не выполнили какое-то обещание и подвели маалинский джамаат (о чем шла речь мы так и не узнали до сих пор). В этом случае маалинцы поддержали Кебедмагомеда, и в 1840 году жители селений Маали и Дарада-Мурада вступили в газават на стороне Шамиля. В 1847 году маалинцы активно участвовали в сражениях за Гергебиль и Салта. Сохранилось письмо Гергебильского наиба Идриса к маалинскому кадию Магомеду с просьбой прийти на помощь гергебильцам. В этом случае маалинцы были участниками обороны крепости Шамиля – Улия-кала.

Следует отметить, что маалинцы и могохцы были поставщиками пороха в войско Шамиля. На территории Маали находилось месторождение серы, из которого изготавливали порох. В 1877 году с центром в с. Согратль произошло новое восстание «малый газават», в котором маалинцы принимали самое активное участие. Известно также, что в 70-80 годах 19 века кадием Гунибского округа был маалинец по имени Инхо Хавала. После подавления восстания 1877 года его вместе с 25 заложниками царское командование держало в г. Тифлисе.

В 1882 году в Дагестане была проведена первая перепись населения для налогообложения. В результате этой переписи в с. Маали существуют 277 дворов, проживают 495 мужчин, 499 женщин. Из такого населения Маали определено 293 налогоплательщика. Имеются 2 мечети, 91 лошадь, 148 ослов, 376 голов крупного рогатого скота, 1600 овец и коз.

По переписи 1926 года в Маали насчитали: 279 дворов, 469мужчин, 479 женщин. Как видно, население с. Маали уменьшилось. Причиной этому является эпидемия холеры (вабагъ) в 1899, 1910, 1916 годах, которая коснулась и с. Маали. В селении до сих пор существует кладбище 12-ти молодых девушек, умерших от этой болезни в 1910 году (напротив дома Алиева Магомеда Исал).

История коллективизации в Маали начинается с 1936 года, когда был создан колхоз им. Жданова. Дело было так. Из Гуниба приехали двое уполномоченных представителей – мужчина и женщина. Они организовали собрание, на котором присутствовало 500 человек. В результате открытого голосования за создание колхоза проголосовало 15 человек из 500. Далее уполномоченный из района попросил удалить женщин, якобы они ему мешают вести собрание. В итоге все 500 человек были записаны в колхоз принудительно. Так прошла сплошная коллективизация.

Репрессии 1937-1938 годов коснулись и многих маалинцев. Осенью 1937 года из с. Маали были вывезены 17 религиозных деятелей. Старожил Гераев Абдула говорил, что «приехали люди с большими звездами на лбу (видимо, солдаты в красноармейских шапках) и увезли наших алимов». Среди них известные ученые – арабисты Кадилов Омар, Ахмедгаджиев Магома, Магомедов Мухамат, Абдулхамид, Ахмедов Газимагома, Госеналав, Закаригаев Гасан, Магомедов Сайпула и другие. Все они были сосланы на принудительные работы в лагеря в Коми АССР и не вернулись.

Многие маалинцы были призваны на войну 1941-1945 годов. Шестеро маалинцев награждены медалями «За оборону Кавказа», а 75 человек – «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В послевоенное время в с. Маали функционировал колхоз имени Жданова, а также консервный цех от гоцатлинского завода.

В 1967 году председатель колхоза Шейхов Омар был награжден «Орденом трудового Красного знамени», учителя Гаджимагомедов Абдула и Сулейманов Гасан в 1947 году были награждены орденами «За трудовую доблесть». Четверо маалинцев:Абдулкаримов Багавудин, Абдусамадов Ильяс, Насрулаев Насрула и Магомедмирзаев Магомедхабиб воевали в Афганистане, где Абдулкаримов Багавудин награждён медалью «За боевые заслуги».

maali-glavaПервым председателем сельского совета в с. Маали был Узунов Магомед (1920-1921 гг.). В разные годы председателями сельских Советов с.Маали были Султангаджиев М., Омаров М.С., Ибрагимов М.А., Газимагомедова И., Магомедгаджиев А.М., Газимагомедов А., Сурхаев М.

На сегодняшний день главой администрации села является Магомедов Багавудин.

В настоящее время с. Маали — одно из самых крупных сел Гергебильского района с населением около 4000 человек. В селении функционируют: средняя школа, участковая больница, Дом культуры, спортивный зал, детский сад, библиотека и другие учреждения. Маалинцы — народ предприимчивый, инициативный. Жители занимаются земледелием, скотоводством, строительством и различными видами бизнеса.

Заходите к нам в интернете …resours-

.