ГЕРГЕБИЛЬ
История происхождения и образования:
археологические и исторические аспекты
Аннотация: 17.06.2025
Статья посвящена истории происхождения и формирования селения Гергебиль, расположенного в центральной части Дагестана. На основе археологических данных, исторических источников и местных преданий рассматриваются этапы становления поселения, начиная с эпохи бронзового века и до периода арабских завоеваний. Особое внимание уделяется процессу объединения родовых тухумных поселений, влиянию исламизации и социально-экономическим факторам, определившим развитие Гергебиля как крупного центра Нагорного Дагестана. В статье также анализируются этимология названия селения и археологические находки, подтверждающие культурное значение региона.
Ключевые слова: Гергебиль, Дагестан, бронзовый век, исламизация, тухумы, археология, арабские завоевания.
Содержание
- Введение 2
- Географическое положение и природные условия 2
- Археологические данные о ранних поселениях 2
- Формирование Гергебиля: объединение тухумов 3
- Исламизация и арабское влияние 4
- Этимология названия Гергебиль 5
- Заключение 5
1 Введение
Селение Гергебиль, расположенное в центральной части Дагестана, представляет собой один из крупных, старинных и исторически значимых центров Нагорного Дагестана. Его стратегическое положение на пересечении путей между равнинными и горными районами республики определило важную роль в торговых, культурных и политических процессах региона. Настоящая статья посвящена анализу происхождения и формирования Гергебиля, основанному на археологических данных, исторических источниках и местных преданиях. Цель исследования — восстановить хронологию и ключевые факторы становления селения, начиная с эпохи бронзового века и до периода арабских завоеваний, с акцентом на процесс объединения тухумов и влияние исламизации.
2 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ
Гергебиль расположен в центральной части Дагестана, в горно-долинной зоне, на месте слияния крупных рек-бассейна Сулак, Казикумухское Койсу, Кара-Койсу и речки, которая протекает через Гергебильское ущелье на расстоянии 110 километров от Махачкалы- административного центра Республики Дагестан. Нынешний Гергебильский район граничит на востоке и юго-востоке с Левашинским районом, на юге с Гунибским районом, на западе с Хунзахским и на севере с Унцукульским районом республики. Границы земель Гергебиля на севере и северо-востоке граничат с землями селения Кудух Гергебильского района, Араканы Унцукульского района, Ахкент, Огли, Кутиша и Ходжалмахи Левашинского района, на юге с Куппа Левашинского района и Хартикунинское ущелье, восточная часть горы Сулдах (Зотхала) и с запада селение Кикуны-овраг перед селом, до Красного моста, границы с Могохом.
Гергебиль, как одно из крупных и старинных селений Нагорного Дагестана1, имеющее многовековую историю, всегда имел стратегически
- Исламагомедов А.И. Аварцы Махачкала 2002 год стр. 158
важное значение, так как находился в Среднем Дагестане, на пересечении путей сообщений между равнинными и горными районами республики. Через Гергебиль проходили дороги из Тарки, Мехтули в даргинские общества и Казикумухское ханство, Андаляльское общество, Хунзахское ханство, в Горную Аварию и далее в Грузию.
Гергебиль расположен на высоте 665 метров над уровнем моря, климат умеренный, природно-климатические условия благоприятствуют занятию сельским хозяйством, поэтому основу экономики селения составляет, садоводство и поливное земледелие.
3 АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О РАННИХ ПОСЕЛЕНИЯХ
Материалы, обнаруженные дагестанскими учеными на раскопках многочисленных поселений и могильников бронзового века, когда окончательно сформировалось поселение как тип, как место постоянного проживания группы семей, связанных единой хозяйственной, бытовой, культурной общностью, свидетельствуют о хозяйственном освоении в эту эпоху бассейна всех главных рек Дагестана и всех естественно-географических зон, начиная от равнин и высокогорий. Согласно археологу Магомеду Гаджиевичу Гаджиеву1 еще в эпоху ранней бронзы достаточно плотно были заселены все районы горной зоны Северо-восточного Кавказа, благоприятные для занятия земледельческо-скотоводческим хозяйством. Имеющиеся данные свидетельствуют, что горный Дагестан в рассматриваемый период был широко освоен земледельческо-скотоводческим населением. Были заселены не только горные долины, но и склоны и вершины гор. Постоянные поселения этой эпохи в горной зоне большей частью располагались в естественно укрепленных местах — на мысах, гребнях и склонах гор, скальных платформах и на высоте до 2000 м над уровнем моря.
- Гаджиев М,Г. Ранне-земледельческая культура Северо-восточного Кавказа. Москва 1991 год. Стр.151
Возникновение и дальнейшее функционирование постоянных поселений
подобного рода явилось следствием постепенного земледельческого освоения высокогорий, сложения террасного земледелия, гарантировавшего возможность постоянного проживания в горах больших групп населения. По планировке постоянные поселения горной зоны представляли собой обычные горные селения со ступенчато расположенными друг над другом горизонтальными рядами домов и полуземлянками круглого плана. Вместе с тем это была не самая ранняя ступень развития каменного строительства на Северо-Восточном Кавказе.
Таким образом, несмотря на то, что поселения, расположенные в Гергебильской долине и близлежащих горах, не изучены, можно сделать предположение, что те поселения, которые расположены на горе Зуберха и Бахтури, а также в речных долинах Кара-Койсу и Казикумухское Койсу, относятся ко всем этапам бронзового века.
Летом 2021 года при осмотре дагестанскими учеными одного из поселений тухума «Гагилазул и Исмаилил Хамзалазул», расположенного в местности «Т1ад маг1арда», была найдена статуэтка размерами 4,5 х 1,8 х 0,8 см, (рис1) которая представляла собой бронзовую литую, зоо-антропоморфную фигурку в виде непропорциональной человеческой фигуры, с головой животного, , ажурную бляху и бутероль1 (рис 1). В следующем 2022 0году, при повторном осмотре там же, на возвышенности над поселением Адмаарда (Т1ад маг1арда), на вероятном культовом месте, была найдена антропоморфную, бронзовую статуэтку размерами 11,7 х 4,2 х2,6 см., которая изображала женщину с детально прорисованными чертами лица (Рис. 2). Все найденные артефакты датируются рубежом VII–VI–III-I вв. до н. э.
- Материалы международной научной конференции по археологии Северного Кавказа «XXX 111 Крупновских чтений», посвященных 120 -летию со дня рождения Евгения Игнатьевича Крупнова. Москва 22-26 апреля 2024 года. Доклад М.С. Гажиев, М.А. Бакушев, стр.158-159.
«Культовое место на вершине горы Зуберха располагается в 2,5 км к востоку на 750 м выше от вероятного культового места в урочище АдмагIарда. Несмотря на то, что хронологически они частично пересекаются, между ними наблюдаются существенные различия. Обращает внимание, прежде всего, что культовое место на горе Зуберха расположено на наиболее возвышенной вершине данного микрорегиона и оно использовалось многократно, что может отражать различную статусность этих мест. Культовое место в АдмагIарда, как представляется, стоит ближе к культовым площадкам типа Гигатлинского жертвенного места, где проводились ритуальные акции меньшего масштаба, вероятно, приуроченные к существовавшему неподалеку поселению, тогда как культовое место на горе Зуберха использовалось для совершения обрядовых действий, охватывающих население значительно большей территории, вероятно, несколько поселений и предполагающих выход на наиболее почитаемое место вдалеке от поселений1».
Материалы собранные Давудовым Г. о местах расположения поселений у подножия и на на горе Зуберха, потверждают предположения М.С. Гаджиева о том, что это культовое место использовалось для совершения обрядовых действий несколькими поселениями. Западнее от поселений Адмаарда и Горкмаарда были расположены поселение Квасилал, чуть ниже их было поселение Барбарал, южнее Похтосел, а на восточной стороне горы Зуберха было самое крупное поселение Пахилал.
- ИСЛАМИЗАЦИЯ И АРАБСКОЕ ВЛИЯНИЕ
Процесс объединения, вероятно, начался в VIII–IX веках под влиянием арабских завоеваний и исламизации региона. По Гергебильским преданиям, впервые арабы вступили на Гергебильскую землю
- Там жев
местности «Бакда Курми» по-аварски «Бакъда Курми» (бакъда -солнечная сторона), где было расположено одно из поселений Гергебильцев и остановились там на зимовку. Сегодня недалеко от того места находится могила (зиярат) одного из них Абдулфатаха Аснави. С приходом арабов по их требованию все поселения, которые были расположены в долине рек Кара Койсу, Казикумухское Койсу и в близлежащих горах переселились в местность ныне назывемый «Ч1унтараб росу», в переводе на русский-разрушенное, разоренное село, где раннее было расположено одно из этих поселений, которое называлось «Баарбакдесел» (Баг1арбакъдесел) и добровольно приняли ислам. Старики рассказывали (Гамзамагомедоа Али 1906-2003), что это произошло 1200 лет тому назад, и что процесс переселения продолжался несколько десятилетий. На этом месте был старинный Гергебиль, который был разрушен и сожжён генералом Моисеем Захаровичем Аргутинским-Долгоруким в 1848 году.
Этимологию названия поселения «Баарбакдесел» (Баг1арбакъдесел), которое было расположено на солнечной стороне небольшой горы, можно связывать с аварскими словами: «Баг1ар, баг1ари» сокращенное от слова «Баг1арараб»-жаркое и «бакъ»-солнце и слово «Баг1арбакъдесел» дословно переводится как люди, живущие на жаркой солнечной стороне. Так же может быт слово «Баг1ар», сокращенное от аварского слова «Баг1араб» -красное и «Баг1арбакъдесел» дословно переводится как люди, живущие на стороне красного солнца. Здесь и в первом, и во втором случае подразумевается солнечная сторона и слово «Баг1арбакъдесел» можно перевести как люди, живущие на солнечной стороне.
Выбор именно этого места был обусловлен выгодным стратегическим расположением и экономическими соображениями. Поселение было расположено на относительно небольшой горе в Гергебильской долине, природно-климатические условия которой благоприятствовали занятию сельским хозяйством. За селом также имелись обширные земли для занятия сельским хозяйством, и поселение имело выгодное положение для защиты от внешних врагов. Наличие на данной территории достаточного количества пахотной земли и пастбищ для скота было обязательным условием для основания поселения1. Другим очень важным фактором было наличие водного источника- внизу через Гергебильское ущелье протекала речка.
По свидетельству дагестанского ученого-историка, исламского правоведа, автора множества книг, Гасана-Эфенди Алкадари, проникновение ислама в пределы Дагестана началось, по одним данным, при халифе Омаре Ибн-Хаттабе в 22 год Хиджры (643 год по григорианскому календарю), по другим данным-при халифе Османе Ибн-Аффане в 32 году Хиджры2. Первым, кто прибыл с мусульманским войском в Дагестан, был исламский полководец Сурака бен Амр, по прозвищу Зуннун. После этого было несколько походов мусульманских войск в Дагестан. Так, например, в 105 (724) году, при халифе Язиде II Ибн Абдул-Малике был совершен поход на Восточный Кавказ под предводительством Джарраха бен Абдуллы Хакеми. Но и на этот раз мусульманские войска, собрав добычу, вернулись отсюда в Сирию. Когда власть над мусульманами перешла к Хишаму Ибн Абдул-Малику, то по его приказу его брат, арабский полководец Маслама Ибн Абдул-Малик, прибыл сюда с войском, а после военных действий с большой добычей тоже вернулся в Сирию. Каждый раз мусульманские войска с большой добычей возвращались в Сирию. Только во втором походе Масламы Ибн Абдул-Малика, который был организован по приказу брата халифа Хишама Ибн Абдул-Малика в 112 (730) году, Маслама Ибн Абдул-Малик прошел через Дербент и отнял у хазар все округа и города вплоть до Баланджара (Тарки) и, желая превратить Дагестан в мусульманскую страну, поставил здесь в разных местах мусульманские отряды, назначил комендантов и принял меры к выполнению необходимых распоряжений. Только 115 году хиджри (733) благодаря Масламы покорение Дагестана было закончено3.
- Исламмагомедов А.И. Аварцы Махачкала 2002 год стр.136
- Гасан Алкадари Асари Дагестан Махачкала 1929 год стр.17
- Там же стр.20
По его же приказанию были назначены кадии и ученые для обучения исламу населения деревень и городов, а также правители и старейшины для управления ими, и были построены мечети. Этот Маслама Ибн Абдул-Малик прославился как великий полководец, отличившийся особой храбростью, равной исламскому полководцу Халиду ибн аль-Валиду1.
Таким образом, как и в других регионах Дагестана, распространение ислама в Гергебиле связывают с приходом арабского полководца, знаменитого политического и религиозного деятеля Абу-Муслим шейха. Известно, что многие представители Дагестанской историографии так же связывают исламизационный процесс с Абу-Муслимом. Однако считают, что Абу-Муслим в Дагестане не был. Алкадари, ссылаясь на исламского ученого Ибн Касира и других арабских авторов IX–X вв., пишут о Масламе Ибн Абдул-Малике, брате халифа Хишама, известном арабском завоевателе, полководце из дома Омеядов, который, как отмечалось выше, неоднократно возглавлял походы на Восточный Кавказ2. Согласно советскому и российскому востоковеду, историку и исламоведу, Амри Рзаевичу Шихсаидову, заслуги Абу Муслима в окончательной исламизации Дагестана могут объяснить то, почему в некоторых дагестанских хрониках имя Масламы было заменено на Абу Муслима. При этом следует учитывать, что Абу Муслим не мог находиться в Дагестане ни в конце VII века, ни во время походов Масламы (732–734 гг.). В некоторых случаях можно проследить, как происходила эта замена имен. В самом раннем тексте «Дербенд-наме», который касается арабских походов VII века и исламизации. Дербента и других регионов в первой трети VIII века, упоминается только имя Масламы. Однако в более поздних текстах, описывающих те же события, вместо Масламы ибн Абдулмалика появляется имя Абу Муслима ибн Абдулмалика. Таким образом, в списке «Дербенд-наме» фигурирует имя Абу Муслима3.
- Гасан Алкадари Асари Дагестан Махачкала 1929 год стр.20
- Там же
- Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане Махачкала 1969 год стр. 91-92
Гасан-Эфенди Алкадари также опровергает факт пребывания Абу Муслима в Дагестане. Он указывает на то, что существовало еще два человека с именем Абумуслим, однако ни один из них не мог посетить этот регион. Первый из них — тот Абумуслим, который, спустя восемь лет после смерти Масламы Ибн Абдул-Малика, в 747 году вышел из Хорасана и завоевал Среднюю Азию, а в 750 году способствовал установлению власти Абассидов. Второй же Абумуслим прибыл в Дагестан в V веке хиджри (переселения) из Аравии, где занимался обучением религии и распространением шариата, а в конце своей жизни скончался в селении Хунзах, расположенном в Аварии1.
Вместе с тем следует отметить, что представители местной историографии того времени освещают события в Дагестане в VIII в., преувеличивая вслед за арабскими авторами успехи в исламизации Дагестанских обществ.
Арабский историк Ал-Йакуби действительно подчеркивает, что многие
дагестанские владения принимали арабов без значительного сопротивления2, что свидетельствует о том, что местное население, возможно, было готово к принятию новых политических и религиозных условий. Это согласуется с утверждением составителя «Дербенд-наме», который отмечает, что жители различных регионов Дагестана, таких как Тарки, Анджикала, Дербента, Казикумуха, Табасарана, «народ Тау», населеление Аварии и другие, приняли ислам, почти без сопротивления. благодаря деятельности Масламы ибн Абдул-Малика3.
Интересно, что Масуди свидетельствует, что первый камень в строительство мечети в Кумухе был заложен самим Абу-Муслимом в 7773. Это указывает на важную роль арабских завоевателей в распространении ислама и создании религиозной инфраструктуры в регионе, и о том, что процесс исламизации в Дагестане проходил сравнительно мирно.
- Гасан Алкадари Асари Дагестан Махачкала 1929 год, стр. 20
- Шихсаидоа А.Р., Гаджиев М.С, Каймаразов Г.Ш, Ислам и исламская культура в Дагестане. Москва 2001 год, стр. 6
- Там же
- Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе Москва 1890 т.1 стр. 219
Безусловно, за несколько сотен лет арабских завоеваний был накоплен огромный опыт управления населением завоеванных территорий. Для того чтобы научить исламской религии и установить шариатское правление, надо было объединять, разукрупнять разбросанные по горам и долинам Дагестана мелкие родовые поселения в одно крупное, поэтому в общем процесс исламизации дагестанцев, как пишут историки А. Гасанов и А. Шихсаидов, был сложным и длительным, но это не исключает возможности того, что в каждом конкретном регионе были свои особенности, где-то принятие ислама шло мирным путем, а в других случаях завоеватели просто насильно переселяли и заставляли принимать ислам. Если посмотреть на карту-схему расположения родовых поселений (рис.3), разбросанных в Гергебильской долине и вокруг в горах, то видно, что все они расположены до 15 и более километров друг от друга. Таким образом, можно сделать предположение, что на тот исторический период времени других внешних или внутренних причин для разукрупнения мелких родовых поселений не было. Этому поспособствовал исключительно приход арабов.
С приходом арабов была принесена не только новая религия, но и самые современные технологии того времени. С образованием объединенного Гергебиля и освоением земель, расположенных вокруг нового села, возникла необходимость в переработке всей сельскохозяйственной продукции и, вероятно, при помощи арабов, начали строить жерновые мельницы на речке. Всего к началу XX в. в Гергебиле насчитывалось 16 мельниц (Гамзамагомедов А). Из них четыре в Гергебильском ущелье:
- Кьанада гьобо
- Амир Г1ащал гьобо
- Г1абдулг1азизил
- Х1амзал Муртазаг1алил гьобо и 12 ниже по течению
речки до слияния срекой Кара-Койсу
- Цебе гьобо
- Мах1мут1ил гьобо
- Кваг1ав Мух1амадил гьобо
- К1ушк1ант1ил гьобо
- Г1ант1урил гьобо
- Бакъда гьобо на правой стороне речки, напротив местности
«Квешаб раг1ал»
- На левой стороне речки, чуть ниже (чей неизвестен),
- В местности Раг1алда магъилъ, на правой стороне речки
- Мусал Г1умарил гьобо
- Чакар дибирасул Мух1амадил гьобо, (Расулил Х1амзатил
эбелалъул имсул), на левой стороне речки прямо у моста Лъарахъ
кьо
- Одна была расположена в местности «Г1ачиарада», на реке
Казикумухское койсу, Г1алимирзал гьобо.
Эти мельницы кроме Гергебиля, обслуживали и все близлежащие села. После революции 1917 года, установлением советской власти в Дагестане, с последующей коллективизацией и постепенным строительством пекарен в сельской местности, роль и значение мельниц изменилось. С повышением благосостояния народа и с изменением рациона питания населения уменьшилась и востребованность мельниц. Постепенно этот вид деятельности в Гергебиле пришел в упадок. В настоящее время сохранились помещения четырех мельниц и развалины остальных.
- ОБЪЕДИНЕНИЕ ТУХУМОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ГЕРГЕБИЛЯ
В Дагестане в каждом селении существуют предания и легенды о происхождении и образовании их села. Они представляют большой интерес для познания истории каждой местности и народа. Все они гласят о том, что многие тухумы являются выходцами из небольших заброшенных родовых поселений и на определенном историческом периоде происходило их разукрупнение. Касаясь самого термина «тухум», М.М. Ковалевский писал: «Жители Дагестана обозначают существующую в их среде, как наиболее распространенную родовую организацию, словом «тохум или тухум»1. Советский историк-кавказовед Хаджи-Мурад Омарович Хашаев также определяет тухум как узкую группу людей, связанную между собой или кровным родством или местом происхождения2. Однако не следует сравнивать дагестанский тухум с классическим родом, дагестанский тухум не был классическим родом, но в то же время существование в далекий период истории в Дагестане как родовой, так и семейной общин не вызывает сомнений2. Размеры самих тухумов также были разными: от нескольких до нескольких десятков семей, а названия тухумов нередко указывают на характер их образования. Часть из них названа в честь отца-прародителя, часть-исходя из социального положения его членов. Также название тухума может указывать на место, откуда прибыл основатель тухума или вся группа семей.
По местным преданиям и записям Давудова Г. существуют несколько версии о названиях тухумов, количестве и местах расположения поселений, которые были объединены при образовании Гергебиля.
Согласно записям Алиева З., всего было объединено 15 тухумов3:
- Пахлисел (Пахълисел)
- Исбаинил Хамзалал (Исбаг1инил Х1амзалал)
- Нуралилал (Нург1алилал)
- Мухамадбегилал (Мух1амадбегилал)
- Хушкулал (Хъушк1улал)
- Махахал (Мах1ах1ал)
- Барбарал
- Ханзаалилал (Х1анзаг1алилал)
- Мараалилал (Мараг1алилал)
- Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе Москва 1890 г. стр.147
- Хашаев М-Х. Общественный строй Дагестана в X1X веке Москва 1961 год, стр. 220
- Записи Алиева З
- Харагишал (Хъарагишал)
- Хахчулал (Хъах1чулал)
- Инусилал
13.Хажиясул Муртазаалилал (Х1ажиясул
Муртазаг1алилал)
- Хунда курмисел (Хьунда Курмисел)
- Бакда курмисел (Бакъда Курмисел)
А по версии научного сотрудника ИИАЭ ДИЦ З. Б. Ибрагимовой, современный Гергебиль возник в результате объединения 12 тухумов (родственных групп), проживавших на территории Гергебильской равнины1 и тухумы, которые относились к ним; Лачимиласул, Ручнисел и тухум проживавший в местности Маххил Кал (Маххил к1ал).
- Баарбахкулал (Баг1арбакълъулал
- Жар-жаби
- Адмаардисел (Адмаг1ардисел)
- Хоркамаардисел (Гъоркьамаг1ардисел)
- Пахлисел (Пахълисел)
- Хашкулал (Хъашк1улал)
- Инхулал (Г1инхъулал)
- Барбарал
- Мухтарилал
- Бакдакурмисел (Бакъдакурмисел)
- Хундакурмисел(Хьундакурмисел)
- Бахтурисел (Бах1т1урисел)
- Ибрагимова З.Б Гергебиль аул крепость (исторические вехи)
Отметим, ни в одном из этих версий нет точного названия тухумов, количества поселений и названия мест их географического расположения. Обе версии созданы произвольно, без учета местной географии, незнания топономики, без серьезного анализа и сравнения с другими версиями.
По данным А. И. Исламмагомедова, при образовании Гергебиля были объединены 18 тухумов, однако он не указывает названия тухумов и места расположения поселений1.
Единственным письменным источником, на который мы сегодня можем ссылаться, являются записи, сделанные Давудовым Гази из Чох-коммуны2, который работал учителем истории в Гергебильской средней школе 1956-1958 гг. Давудов Г. провел полевые исследования, опрашивая старожилов об истории происхождения и образования Гергебиля. Первым информатором, представившим информацию о Гергебиле, был Муртазалиев Омар (Г1умадада 1880–1967), работавший в это же время сторожем в Гергебильской средней школе. Анализируя собранный материал, сравнивая различные версии, он составил точный список поселений, объединенных при образовании Гергебиля, где указал точное название тухумов, места их расположения, а также уточнил количество поселений. Согласно версии Г. Давудова, современный Гергебиль был образован в результате объединения 20 поселений, которые были расположены в долинах рек Кара-Койсу Казикумухское Койсу и в горах Зуберха, Пахлиб (Пахълиб), Квасук (Квасукь), Тад маарда (Т1ад маг1арда), Горк маарда (Гъоркь маг1арда), Бахтури (Бах1т1уриб), Хунда маарда (Хьунда маг1арда) и на горе Сулдах( Зотхала).
Здесь ниже сперва дается название тухума на русском и аварском, потом географическое название места расположения данного поселения и далее перевод названия на русский язык.
- Исламмагомедов Аварцы Махачкала 2002 год стр.367
- Давудов Г. Записи полевых исследований (копии)
- Баарбакдесел- (Баг1арбакъдесел)-местность Чунтараб росу
(Баг1арбакъдесел-люди солнечной стороны)
- 2. Миккилал — Хунда курмиб (Хьунда курмиб) -напротив села Курми,
левый
берег реки Кара койсу. От аварского слова «Микк,
миккил гъвет1»-дуб, дубовое дерево. Хьунда- теневая
сторона.
3. Махилазул — Бакда курмиб (Бакъда Курмиб) правый берег реки Кара
Койсу, рядом селом Курми. От аварского слова» мах.
Махил гъвет1»-береза_березовое дерево. Бакъда Курми
солнечная сторона.
.4. Мухтарилал — гора Сулдах-Зотхала (Сулдахъ), высота справой
стороны, напротив сел. Курми. (Мухтарилазул
парсал). Возможно от собственного имени Мухтар.
- Уллуял -в местности Ули, где во время имама Шамиля была
расположена Уллукала, Этимология неизвестна.
- Бокмолал (Бокъмолал), не доезжая до Красного моста, в местности
«Бакъдак1алъуб»- солнечная сторона.
7. Барбарал- в местности Деба (Дебалъ), там же с правой стороны, чуть
выше на горе, Дебалъ -этимология слова неизвестна.
8. Квасилал- гора Квасук (Квасукь маг1арда), на том же месте еще
выше. Квасукь-этимология слова может быт от аварского
слова «квас»-шерсть.
9. Беццилал, Нуралилал – местности Горк маарда (Гъоркь маарда).
Гъоркь маг1арда-переводится как на нижней
стороне горы, этимология неизвестна.
10. Гагилал, Исмаилил Хамзалал (Исмаг1илил Х1амзалал) – местность
Тад маарда (Т1ад маг1арда)-на верхней стороне горы.
11. Пахилал — на горе Зуберха, восточная часть, местность «Пахли»
(Пахъли)-этимология слова неизвестна.
12. Похтосел (Пох1т1осел)–Загидил Мухамадил гох (Загьидил
Мух1амадил гох1- Холм Загидова
Магомеда), местность «Нахъа магъилъ-задние сады».
Ниже местности Гъоркьа мег1ер.
13. Аквакилал (Г1акъвакъилал)-за новым микрорайоном Гергебиля,
квартал Ачиарада в местности (Г1ачиарада-
дословно в конце коров). Этимология Аквакилал неизвестна
- Харагишал(Хъарагишал)– у основания горы Бахтури, в местности
«Хити марху» (Хъит1и-хъит1ниб
мархьу)- помещение, расположенное в ущелье
содержания мелкого рогатого скота.
15. Махахал, Базикалисел (Мах1ах1ал ва Базикъалисел) – в местности
Росдал кал (Росдал К1ал) -в сельском
ущелье.
16. Хуткулал (Хъуткулал)- Хунда меэр (Хьунда мег1ер) около границы
с. Куппа, Хьунда- теневая сторона горы.
17. Орболал (Г1орболал)—на месте нынешнего медресе, на берегу реки
Кара койсу. Происхождение слова возможна от
аварского слова «г1ор»-река
18. Хашкилал ва Мухамадбегилал (Хъашк1илазул ва
Мух1амадбегилазул)– на горе Бахтури
(Бах1т1ури) в местности «Щубакъадил г1ус,
Дибидул ицц». Этимология неизвестна.
19. Инусилал – Жаржаби в местности Натаб (Нат1аб), ниже
Нут1ушуниб бак1, севернее нынешнего базара
- Харцилал (Хъарцилал) – ближе к границе Ходжалмахи. В
местности «Хъаци». Этимология неизвестна.
Исходя из записей Г. А. Давудова следует, что число истинных, коренных тухумов гергебильцев было 24. Поселения «Миккилазул» и «Махилазул вместе называли «Хъах1чулал». Самым большим и многочисленным тухумом был «Пахилал». Говорили, что если приподнять камень, там окажется 20 человек тухума Пахилал, если выйдешь на улицу, встретишь 100 человек.
Как и в других крупных аулах Дагестана при объединении нескольких поселений возникали кварталы-авалы. Это подчеркивают в своих работах и Дагестанские историки (А.И. Исламмагомедов). В новообразованном поселении первоначально было два авала, «Ц1амат1а и Бурзанахъа».
Муртазаалиев Омар говорил, что их тухум и тухум Кудев Хусейна (К1удев Х1усен) являются единственными тухумами, которые еще не полностью смешались (ассимилировались) среди других тухумов Гергебиля (Гамзамагомедов Али ).
Здесь следует отметить тот факт, что достоверность сведений, собранных Г. А. Давудовым, находят подтверждение в некоторых справках и приговорах джамаатов об установлении границ между Гергебилем и сопредельными поселениями в 1929–1935 гг., Например, в справке, представленной джамаатом селения Кудутль, потверждают, что в местности Улия находилось одно из поселений Гергебильцев тухума Уллуял.
В Гергебиле есть предание про «Хъах1чулал»: (Алиев З.)
Между Миккилал и Махилал постоянно происходили кровавые стычки, связанные с похищением друг у друга женщин, детей и скота. Миккилал в основном выращивали зерновые культуры, у них были хорошие урожаи, они умели делать бузу, а Махилал занимались тем же, но у них было больше скота. Однажды они договорились о мире и решили встретиться на нейтральной территории без оружия. Это место на берегу реки Кара Койсу, у теснины, перед входом в местность Курми, где в 90-х годах был расположен базар. Миккилал принесли хлеб и бузу в кувшинах и, несмотря на договор, там же в кувшинах с бузой они спрятали кинжалы. Махилал зарезали скотину и, когда веселье продолжалось полным ходом, между ними опять начались споры и разногласия, и тогда Миккилал вытащили кинжали и начали резать Махилал. И с тех пор это место в народе называется «Вход подлых, нечестных», по-аварски «Хъубалазул к1алт1у, Хъубазул к1алт1у».
Еще есть предание, согласно которому во время свадьбы, когда невесту из поселения «Т1ад маг1арда» сопровождали в поселение «Гъоркь маг1арда», вся дорога была устлана сушеными половинками туш баранов. (Гамзамагомедов А.)
Все эти поселения были расположены на крутых. труднодоступных склонах гор, у речных обрывов и в долинах рек Кара-Койсу и Казикумухское Койсу. Поселения Жаржаби, Баарбакдесел, Харагишал, Аквакилал, Хацилал, Росдал калах были расположены в долине реки Казикумухское Койсу; Махилал, Миккилал в долине реки Кара-Койсу, в местности Курми; Уллуял, Г1орболал и Бокмолал по берегам реки Кара койсу; Барбарал, Квасилал, Тад маарда, Горк маарда, Похтосел, Пахли, Хашкилал ва Мухамадбегилал, Хуткулал и Мухтарилал в горах Зуберха, Бахтури и Сулдах. Они отличаются по своим размерам и планировке. Наряду с небольшими родовыми (однотухумными) поселками, населенными родственной группой людей, такими как «Мухтарилазул», «Барбаразул», «Пох1т1осезул», «Г1акъвакъилазул»», «Орболазул»- (Г1орболал-этимология слова возможно связана аварским словом «г1ор»-река, так как поселение было расположено на берегу реки Кара-Койсу), были и крупные поселения, населенные несколькими тухумами, такие как «Баарбакъдесезул», «Пахлисезул», «Махахазул и Базикалисезул», «Гагилазул и Исмаг1илил Х1амзалазул», «Хашкилал ва Мухамадбегилал», «Беццилал ва Нуралилал». Зачастую, размеры самых тухумов очень различались, количество семей в одном тухуме могло быть 6–7, в другом-в несколько раз больше, поэтому не всегда количество тухумов определяло размер населенного пункта1. Например однотухумное поселение Мухтарилазул, где несколько десятков жилищ, предположительно проживало несколько десятков семей.
В некоторых развалинах поселений еще находят черепки от посуды. Все поселения, которые были объединены при образовании Гергебиля, кроме Махилал и Хуткулал, были расположены на южной стороне и на южных склонах гор.
- ЭТИМОЛОГИЯ НАЗВАНИЯ ГЕРГЕБИЛЬ (ХЬАРГАБИ)
О происхождении названия Хьаргаби (Гергебиль) есть несколько версий. По одной из них2 (Алиев Загир) слово «Хьаргаби» произошло от слова «хьарде». Согласно этой версии, поселение тухума Инусилазул «Жаржаби», расположенное в местности «Нат1абарада», под склоном горы «Нутушуниб бак» (Нут1ущуниб бак1), было очень живописное и красивое. Выше по склону горы были густые смешанные леса и по дну ущелья протекала речка. Со временем, с постепенной
- Исламмагомедов А.И Аварцы Махачкала 2002 год стр.365
- Записи Алиева Загира
вырубкой леса, речка начала подсыхать, встал вопрос о поиске нового места жительства. Решено было переселиться в местность, где рядом протекала речка. Так как в произношении, в языке у местного населения не было буквы «лъ», вместо нее они использовали «хь». Было сказано переселимся «хьарде», т. е. «лъарде», по-аварски «лъар бугеб бак1алде»- там, где протекает речка, т. е., жители поселения «Жаржаби» хотели присоединиться к поселению «Баарбакдесел» (Баг1арбакъдасезул), которое распологалась на холме, где внизу протекала речка. Поэтому считалось, что Хьаргаби (Гергебиль) произошло от слова «хьарде». Такой же версии придерживается и научный сотрудник ИИАЭ ДИЦ З. Ибрагимова.
Согласно иной версии1 (Азизова Али), название Хьаргаби происходит от названия поселения Жаржаби, перефразируя Жаржаби на Хьаргаби, то есть, производное от слова «Жаржаби».
И третья – версия Давудова Г.2 из Чоха, гласит о том, что слово Хьаргаби (Гергебиль) произошло от слова «хьарал», что означает в переводе на русский «Обеспеченные».
Следует отметить, что этой версии придерживается большинство информаторов. С образованием большого Гергебиля в VIII–IX вв. были освоены огромные территории, по местным меркам, за селом для занятия сельским хозяйством. От речки, которая протекает по Гергебильскому ущелью, был сооружен водоотвод и создана сеть оросительных каналов для полива земель. Также была создана система распределения воды, посажены сады, были пахотные земли, пастбища., люди начали жить более зажиточно, чем в других регионах Нагорного Дагестана, поэтому эта версия кажется более правдоподобной и логически верной. Эту версию подтвержают и полевые исследования, проведенные историком Х. Ичаловым в 1973 году3.
- Азизов А Видеозапись
- Давудов Г полевые записи (копии)
- Ичалов Х Полевые записи, ИИАЭ ДИЦ фонд рукописных собраний, дело 542
В ходе опороса старожилов Гергебиля учитель Муч1иев Гамзат (1910-1997) сказал: «Хьаргаби абураб ц1ар бач1анила хьарал, хьараб абураб раг1удасан, гьаб росо бараб сверухълъи сундулго рахъаллъ гьарзаяб, кинабго рахъалъ бечедаб, ракь т1абиг1аталъул т1олалго бечелъабазда жаниб т1ерхьараб г1ат1илъиялда бук1иналъ, росдал г1адамал чидаде кколареб, сверухъ ругел росабазул г1адамаз хьараб росу абун ц1ар кьун бук1иналъ» Дословный перевод- Окрестности этого села со всех сторон изобильные, всем необходимым богатые, земля всеми природными богатствами утопающая, жители села ни в чем не нуждающиеся и население окружающих селений их называли «хьарал» -обеспеченными. Такое же объяснение дает Х. Ичалову Алиев Мухамад (1886-1867), отец Алиева З.: «ахал-хурзал ч1ах1иял, г1орал-лъарал гьарзаяб, г1и-боц1и гьабизе мег1ер-г1алах г1ат1идаб, сверухъ ругел росабаз хьарал абун ц1ар теялъ бач1араб бугин Хьаргаби абун ц1ар». Перевод «Пашни и сады большие, реками и речками (водными ресурсами) изобильное, для содержания скота горы и равнины широкие, потому как все соседние села дали название селу «хьарал» -обеспеченные, поэтому назвали село Хьаргаби –Гергебиль.
7 Заключение
Гергебиль представляет собой уникальный пример селения, сформировавшегося в результате сложного взаимодействия природных, социальных и исторических факторов. Археологические находки подтверждают заселение региона в эпоху бронзового века, а объединение тухумов в VIII–IX веках под влиянием арабских завоеваний стало ключевым этапом в его развитии. Исламизация, ирригационные системы и мельницы способствовали превращению Гергебиля в один из экономических и культурных центров Нагорного Дагестана. Дальнейшие исследования, включая археологические раскопки и анализ письменных источников, позволят уточнить хронологию и детали этого процесса.
ПОСТФАКТУМ
Когда объединяли все поселения, расположенные в долине рек Казикумухское Койсу и Кара-Койсу, и все поселения, находившиеся в близлежащих горах, возникает вопрос, почему в новое поселение не объединили село Кикуни. Чтобы ответить на него, нам следует обратить внимание к истории образования села Кикуни.
По Гергебильским преданиям образование села Кикуни относится к первой трети 19 века. По сохранившимся записям Алиева Загира и видеозаписи рассказа Азизова Али село Кикуни образовалось из выходцев маленкого поселения Кулакачи (Къулакъач1и), расположенное выше по течению речки, которая протекало через селение Игали, нынешнего Гумбетовского района. При переселении в Игали жителей поселения «Кулакаачи», которое состояло из нескольких тухумов, один из тухумов отказался переселиться и со своими близкими, выехали оттуда. Так как им негде было жить они обратились Шамилю с просьбой выделить им место для проживания. Имам сказал, в Гергебиле большие и обширные земли пусть они от его имени обратятся к джамаату Гергебиля, что бы выделили им место для жительства. Джамаат Гергебиля выделил им место под горой Сулдахъ, маленкое ущелье, где сегодня расположено старое село Кикуни. Это примерно на расстоянии 3-4 километра от старого селения Гергебиль.
В дальнейшем туда переселились некоторые жители маленких поселений Ипута, Акушали, Хъули. расположенных на южной стороне горы Сулдахъ. Граница между Гергебилем и Кикуни первоначально проходила по дну ущелья, которое расположено перед старым селением Кикуни. Они не имели права выхода из ущелья в сторону Гергебиля. Кроме того, не имели права строить мост на правую сторону реки Кара койсу. Дорога в Кикуни пролегала от селения Чалда. « В то время моста в сторону Гергебиля не было, дорога в Кикуны была только со стороны Чалда. Ф.И. Гене писал: «Кроме моста у Гергебиля, , по которому отряд наш прошел 1834 году, вниз по течению Койсу бродов нет1». Позднее им разрешили переходить через мост на реке Кара- койсу, расположенного у места слияния с Казикумухским койсу и проход через местность «Т1ад Г1урик1к1ан» в Кикуни, с условием, что ежегодный ремонт моста они будут производить сами и за свой счет.
Есть письма2 полученные в марте 1993 года, от имени джамаата селения
Игали, заверенние печатью сельского совета, в ответ на запрос Алиева Загира и Абдулкаримова Абдужамиа (учитель). В обоих письмах они подробно описывают почему Игалинцы решили переселить жителей поселения Кулакачи (Къулакъач1и) в Игали, имена тех из братьев кто согласился и остался в Игали, и имя брата кто не согласился и выехал со своими близкими оттуда, и что и те и другие в дальнейшем имели связи. Там же они дают разъяснение почему поселение называлось «Кулакачи». Это было связано с тем, что Кулакачинцы то пропускали воду по ущелью для Игалинцев, то закрывали, и слово «Къулакъач1и» происходить из двух аварских слов «кьола, къала», т.е даю, закрываю. Так же они дают разъяснение этимологии происхождения названия Кикуни. По их предположению слово Кикуни (по аварски К1ик1уни) происходить от аварских слов, «к1иго», «к1ийиде рикьарал вацал»,«к1ийиде бикьараб росу» т.е. от слов «двое», «разделенные братья», и от слов «на двое разделенное село»
Эти письма, записки Алиева З и видео рассказа Азизова Али сохранились.. После установления Советской власти в Дагестане и образованием колхозов, по просьбе джамаата селения Кикуни Гергебильский джамаат разрешил им строительство колхозного двора ( помещение для содержания быков), на месте где сегодня находятся мечеть и участковая больница. Сегодня это центр села, Кикунинцы называют это место «дубур» от слова двор, колхозный двор.
В рапорте полковника русской армии Степана Бурнашева князю
- Косвен М.О. Хашаев Х.М История, география и этнография Дагестана XV111-X1X век.
Архивные материалы. Москва 1958 год стр.341
Потемкину от 23 апреля 1784 года, где перечисляются все 46 сел Аварии и Койсубулинского общества, заключившиеся и не заключившимся мирный договор с грузинским царем Ираклием, под номером 22 есть Гергебиль, а село Кикуни там отсуствует1. На основании выше перечисленных фактов мы можем сделать предположение что село Кикуни образовалось после 1828 года, после избрания имамом Газимухамада Гимринского, но не раннее 1784 года и почему при образовании Гергебиля не было объединено селение Кикуни.
В Дагестане раньше выбор места для постоянных поселений зависел от ряда факторов, среди которых имело значение наличие необходимых для земледелия площадей или горных склонов, пригодных для превращения террасного поля. Также важное значение имело наличие воды и солнца (солнечные склоны). Бывало и так, что там, где есть удобные площади для земледелия, источники воды, селились охотники и в дальнейшем на этом месте образовывались поселения. Как пишут Игалинцы, их село образовалось из 7 охотников, которые впервые переселились туда, так же считают жители сел Хвартикуни, Дарада-Мурада, Маали и Тунзи, что их села образовались из выходцев – охотников из селения Кудали, село Кутиша тоже образовалось из переселенцев Гумбетовского района. Сегодня нам неважно, когда и при каких условиях было образовано село Кикуни – это наша общая история, история Дагестана. Сегодня Кикунинцы наши самые близкие соседи, друзья, некоторые имеют родственные связи.
- Рапорт Степана Бурнашева князю Потемкину от 23 апреля 1784 года
Москва ЦГАДА, ГАРИ, р.23, д. 13, ч. 8, лл.9-10
Список литературы
[1] Гаджиев, М.Г. (1991). Ранне-земледельческая культура Северо- Восточного Кавказа. Москва.
[2] А. Р. Шихсаидов Ислам в средневековом Дагестане (1969)
[3] Алкадари, Г. (1929). Асари Дагестан. Махачкала.
- Алиев, З. Архивные записи и справки об установлении границ Гергебиля, 1929–1937.
- Азизов, А. Видеозапись рассказа о происхождении названия Гергебиль.
- Давудов, Г. Записи полевых исследований, копии.
- Гаджиев, М.С., Бакушев, М.А. (2022). Доклад на XXXIII Крупновских чтениях. Москва.
- Ичалов, Х. (1973). Полевые записи. ИИАЭ ДИЦ, фонд рукописных собраний, дело 542.
- Исламмагомедов, А.И. (2002). Аварцы. Махачкала.
- Хашаев, Х.М. (1961). Общественный строй Дагестана в XIX веке. Москва.
- Ковалевский, М.М. (1890). Закон и обычай на Кавказе, том 2. Москва.
- Шихсаидов, А.Р., Гаджиев, М.С., Каймаразов, Г.Ш. (2001). Ислам и исламская культура в Дагестане. Москва.
- М.О. Косвен Х-М Хашаев История, география и этнография Дагестана XV111-X1X век. Архивные материалы. Москва (1958)
- Письмо Алиеву З. от сельского совета с. Игали Гумбетовского района (1993)
- Письмо Абдулкаримову Абдулжамиу от сельского совета Игали (1993)
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Автор: Махмудов Гамзат Магомедович
Тагирова Марина Магомедтагировна РАНХиГС