Село Кудутль

image_print

Село было основано еще задолго до появления ислама в Дагестане.

Видимо, название села имеет иранский корень – «Къудукь» – под скалой.

Но потом на скале стало тесно, начали строить  дома и вокруг, жителей становилось больше. Теперь в старинной части села осталось мало жителей – строят, где удобнее.

Вокруг села и по периметру территории стояли сторожевые башни. Дежурные в башнях передавали друг другу сигналы об опасности (чаще, используя огонь). И при необходимости, по условленному сигналу, мужчины были готовы к отражению агрессора.

Кто посещает наше село в летнее время, удивляется красоте и богатству природы. С западной стороны территории села протекает река Аварское Койсу. Скала, начинающаяся от реки (ущелье вблизи Красного моста на юго-западе нашей территории), граничит территорию села до Араканского ущелья на северо-западе.

А кто посещает село в зимнее время, тоже удивляется трудным условиям жизни – часть села не посещают лучи солнца в течение месяца. Но эта проблема не касается старинной части села.

Здесь похоронен Арслангерей из Шама (Сирии), один из двенадцати шейхов,  прибывших в Дагестан в тринадцатом веке вместе с Абу-Муслимом для распространения и упрочения ислама. Говорят, Арслангерей приходится двоюродным братом шейха Абу-Муслима. (Абу-Муслим похоронен в Хунзахе).    На сельском кладбище похоронены прибывшие в Дагестан для распространения ислама шейхи: Вали Мух1амад из Шама (Сирии) и Магъриб Мух1амад из Северной Африки.

В долине реки Койсу было вольное общество Койсубулинцев. В селении порядок, дисциплину обеспечивали имам и бегавул. Был в селении принятый джамаатом и соблюдаемый беспрекословно своеобразный Кодекс правопорядка, где были перечислены всевозможные нарушения в межличностных и хозяйственных сферах и меры наказания нарушителей. Аналогичные договоренности были и в отношениях  с джамаатом соседних сел.

Чтобы попасть к Койсубулинцам, нужно было преодолеть скалистые горы Гимринского хребта. Но Тамерлан, Надир-шах со своими многочисленными войсками и другие завоеватели прошли другими путями.

Селение Кудутль было в продолжительное время одним из центров распространения исламских знаний в Дагестане. В селении почти  все мужчины, даже женщины были с образованием, умели не только читать и писать. Известны имена 46 ученых – кудутлинцев. Многие из них были имамами в мечетях разных сел, проповедниками, муалимами.

Имам Шамиль учился в нашей мечети, был хорошо знаком кудутлинцам, и жители села всегда были рядом с предводителями газавата. Когда в начале джихада имамом был Гъазимух1амад, муфтием – духовным предводителем соратников был  Х1ажиясул Мух1амад из Кудутля, который был убит вместе с Газимухаммедом  и  другими защитниками крепости  в Гимринском   ущелье.   На памятной плите на месте этого сражения его имя обозначено как Шейхул Ислам.

Жители села создали коллективное хозяйство в 1935 году.

Из села в годы Великой Отечественной войны были призваны в Красную Армию 76 человек, участвовали в военных сражениях 57 человек, не вернулись с войны 32 человека.

Основное занятие населения – садоводство, полеводство, животноводство.   На начало июля 2010 г. население составляет  603 человек, 235 хозяйств. Определенная часть молодых мужчин работает на объектах строительства Ирганайской, Гоцатлинской ГЭС, некоторые выезжают на заработки.  За пределами села живут и работают примерно столько же односельчан, сколько живут и в селении. И все имеют прочные связи с родным селом.

    С начала девяностых годов двадцатого столетия в нашем селении стало традицией ежегодно отмечать  День Мусалава. Обычно этот день приходится на третью субботу августа.

В  День Мусалава в сельской мечети можно услышать новые сведения о жизни и деятельности Мух1аммада ибн Муса аль Къудукъи, проповеди, мавлид. Много интересного и полезного.